Вопрос-ответ

 Появился, точнее, обновился некий посыл. Якобы с экономической точки зрения объединение республики с соседними регионами несет существенный плюс всем их компонентам. В чем они? Якобы сложение потенциалов приведет к невиданному всплеску развития.

Давайте посмотрим. Получается, что сложение потенциалов ведет к появлению несомненно большего, но все-же того-же потенциала.. Если не учитывать такие эфемерные вещи, как национальная культура, бурятский язык, и, вообще, национальную идентичность, то выиграет от этого слияния только буряты в силу своей, скажем так, большей пассионарности и отсутствием конкуренции в своей нише рынка. Что касается остальных жителей, то слияние с Иркутском, и, тем более, Читой, не несет ничего хорошего, будет плюсоваться некий "потенциал", которым воспользуется горстка "умелых", а нищета будет удвоена и утроена, и будет плодить нищету в укрупненном варианте.

Некто думает, что укрупненным регионом проще управлять. Отнюдь. Мировой опыт показывает, что чем крупнее административная единица, тем труднее ею администрировать. Да и стричь купоны проще только на первый взгляд. Гарантированный объём дивидендов есть тогда, когда все яйца не сложены в одну корзину.

До сих пор считалось, что укрупнение выгодно в том случае, если это присоединение, т.е. если Иркутск и Чита присоединятся к Бурятии, все налоги будут стекаться суда.

Предыдущие укрупнения(ликвидация бурятских округов) привело к тому, что человеческий ресурс вырос именно в Улан-Удэ. Округа выдаиваются, высасываются Иркутском и Читой.

Выводы?

 Антиколониализм и обратная ассимиляция. Вплоть до середины 20 века можно говорить о колониализме, о борьбе европейских держав за колонии, как территорий, обеспечивающих метрополии богатством. С середины этого века мы, уже, говорим об антиколониализме. К 1970-80 годам, а в большинстве после Второй мировой войны бывшие колонии обрели независимость. Это констатация фактов. А что же в процессе? Что получим в результате?

Есть такой термин – ассимиляция: характеристика процесса, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Наиболее широкое применение этот термин приобрел для характеристики межэтнических процессов, проявляющихся в том, что группы людей, принадлежащих к уже сформировавшимся этносам, оказавшись в тесном контакте с другим народом или в его среде (дисперсно расселенные этносы, например, в России — карелы, мордва и др.), воспринимают его язык, культуру, обычаи. В последующих поколениях происходит полная смена национальной самоидентификации (причисление себя к данному народу).

До 20 века этот процесс происходил в отношении колонизируемых народов. В начале освоения европейцами новых земель мы видим обратный процесс, обратную ассимиляцию, т.е. редкие вновь прибывшие новопоселенцы, в силу их малочисленности, воспринимали традиции, в том числе, язык аборигенного населения. Затем, когда колонизаторов становилось больше и их, навыки по подчинению росли, ассимиляция поменяла полярность. Что мы видим сейчас? Народы некогда «окультуренные» европейцами, почувствовавшие вкус потребительского общества ринулись в метрополии, не желая уже добывать себе средств к существованию по обычаям предков. Перед процессом колонизации, идет процесс освоения, когда «первопроходцы» осваивали новые земли, во многом, приспосабливаясь к местным традиция, этот процесс мы сейчас видим, но уже в Европе. Франция и Германия сегодня подвергаются мощному этническому и ментарному влиянию. Америка, особенно Латинская переваривает это в своем котле…

Что в России? Как ни странно, Россией всегда управляли представители не коренного населения, это видно еще с освоения «коренной России» славянскими захватчиками, навязав местному населению свой язык, а затем и несвойственную ему религию, воспринимали сей народ как захваченный, соответственно к нему относясь. Русью управляли варяги, татары, немцы, грузин. Только в середине 19 века было упразднено рабство. К этому времени, за полтора тысячелетия, естественно, население почти утеряло свои корни, уже стало славянским по языку и по духу.

А Бурятия? До 20 века пришлое население почти полностью воспринимало местные традиции, в том числе, язык и вид хозяйствования. Сначала, вновь прибывшие пытались использовать свой прежний опыт, и так каждый раз, когда приходили новые партии ссыльных и переселенцев. Но суровая природа края буквально через поколение заставляло принять свои условия. Зерновое производство с берегов Волги и огородное хозяйство с берегов Хуанхэ вновь и вновь терпит крах.

100 лет назад

 В результате Февральской революции, свержения царя Россия превратилась в самую свободную, демократическую страну в мире. Буквально в течение нескольких дней освободительное движение развернулось в Бурятии, также как во всей России. В многолюдных собраниях и сходах, проведенных весной 1917 года в различных местах края, буряты выступали с одобрением свержения самодержавия, выдвигали требования о коренном пересмотре земельного вопроса, установлении национальной автономии бурят, решении вопросов культурно-национального строительства. С февраля 1917 года движение бурят активизировались, если до этого большое значение придавалось обращениям к властьпридержащим, то теперь приняло четко выраженные организационные формы со своей программой и конкретными задачами.Это движение одновременно развернулось не только в Чите и Иркутске, центрам бурятской администрации, но и в Петрограде. Во главе движения находились известные в России бурятские ученые, политические, религиозные деятели, представители богатых слоев, которые обладали реальной силой как среди бурятского населения, так и пользовались авторитетом в руководящих кругах России. Но первом же " частном совещании группы бурят-монгольских общественных деятелей", проходившем в Чите 6 и 10 марта 1917 года, были избраны во временный организационный комитет Б.Б. Барадин, Г. Ц. Цыбиков, Н. В. Преловский, цанит-хамбо Агван Доржиев, Ц. Ж. Жамцарано, а также группа молодых демократов...На этих и последующих совещаниях вырабатывались принципы их отношения к политическому положению в стране и регионе, программа практических мер по подготовке общенационального съезда бурят. Ставилась задача достижения национальной автономии. Съезд представителей бурят Иркутской губернии 7-12 апреля 1917 года в Иркутске поддержал позицию совещания 10 марта в Чите по вопросу о национальной автономии, осудил русификаторскую земельную политику, поддержал требование национализации школы... Первый общенациональный съезд бурят прошел в Чите 23-25 апреля 1917 года под руководством Барадина, Богданова, Егорова, Ринчино, Жамцарано, поддержал политику Временного правительства. По докладу Богданова съезд принял "Проект бурятской национальной автономии", предусматривающий объединение всех бурят в одно целое, организованное по схеме сомон-хошун-Бурятская национальная Дума. Она исходила из необходимости создания чисто национальной автономии бурят, без включения в ее состав представителей других национальностей. По докладу Цыбикова "О национализации бурятских школ" была принята составленная Барадиным резолюция. Выдвигалась задача ввести во всех бурятских школах преподавание на родном языке, русский язык признавался как обязательный предмет. Съезд образовал Временный национальный комитет(Бурнацком) с задачей "подготовки бурятского населения к предстоящему введению земского самоуправления, организации выборов в Учредительное собрание и организации следующего общенационального съезда". Второй общебурятский съезд состоялся в июле 1917 года в Гусиноозерске. Третий съезд проходил в Верхнеудинске 5-15 октября 1917 года. К этому времени были уже созданы органы управления во всех бурятских аймаках, фактическая власть в бурятских регионах находилась в руках Бурнацкома.